Мода — уникальное, и чаще всего, непонятное явление. Огромные массы людей, утверждавшие некогда одно, под ее влиянием меняют свою точку зрения и с течением времени заявляют противоположное. В разных концах света один и тот же феномен может иметь противоречивые тенденции, которые затем распространяясь, производят в умах людей кардинальные метаморфозы с мировоззрением. Например, усики на женском лице — вот уже пару веков отношение к ним меняется от отвращения до невероятных восторгов и обратно. И никто не знает, почему это происходит.
Наше время: от негатива до страсти
В 2010 году социологи из Американского частного гуманитарного университета, расположенного в городе Вашингтоне, провели опрос среди 800 мужчин-добровольцев — жителей столицы США. Ученые просили респондентов ответить на предложенные вопросы, касающиеся фактов, из-за которых мужчина может прекратить романтические отношения с женщиной. Оказалось, что ни расовая, ни этническая принадлежность, ни разные религиозные взгляды, и не социальное или финансовое неравенство не способно разрушить вспыхнувшие у людей чувства. Но вот если кавалер заметит, что у дамы на верхней губе имеются усики, то это, скорее всего станет причиной разрыва. Практически все опрошенные социологами мужчины тогда заявили, что женщина, небрежно относящаяся к своему лицу, не сможет быть хорошей матерью и женой, потому что не будет ухаживать за членами своей семьи. Так это на самом деле или нет, американские ученые не выясняли, но определили, что эпиляция лишних волосков на лице и теле у женщин в тот период была возведена практически в обязательную процедуру. Но, видимо, сейчас этот период заканчивается. В начале 2018 года биологи из Университета штата Орегон, расположенного в городе Корваллис, представили в местной прессе некоторые свои предположения. Ученые рассказали, что за последнее время у многих белых американок в массовом порядке наблюдаются изменения гормонального фона, которые проявляются в виде увеличения количества волосков на лице и теле. Тогда же представители местного феминистского движения опубликовали опровержение, в котором обвинили биологов в голословности и рассказали, что все женщины, независимо от собственного физического состояния, свободны от условностей и в праве удалять или не удалять имеющуюся у них растительность, и в том числе на лице. И никто не может предъявлять им какие-либо претензии и делать на этом основании выводы о состоянии организма. Тенденция к прекращению эпиляции в области женских подмышек, ног, во всем мире уже добралась и до лица. Во всяком случае, на это уже обратили французские мужчины, в социальных сетях называя дам, имеющих небольшие усики, самими страстными и горячо желанными любовницами.
Дворянский XIX век
Однако такие метаморфозы, происходящие в сознании людей, по отношению к женским усикам, бывали и раньше. Если обратиться к литературе, как к точному свидетелю той или иной эпохи, то растительность на женском лице умиляла мужчин и в XIX веке. Например, в романе Льва Толстого «Война и мир» есть вот такие строки: «…Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю…»
Это описание автора, графа Толстого, мужчины, который счел важным обрисовать именно такую особенность у его героини. А вот эти мысли он вложил в уста, своего персонажа-мужчины: «… — Говорят, что бал будет очень хорош, — отвечала княгиня, вздергивая губку с усиками. — Все красивые женщины общества будут там.
— Не все, потому что вас там не будет, не все, — сказал князь Ипполит, радостно смеясь и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню…»
Как известно, с момента первой публикации произведения, в 1865 году, роман имел большую популярность, а описания красивых дам читателями были встречены просто восторженно. Эти яркие черты, которыми писатель наделил своих героев, и сегодня позволяют читателям любоваться ими и любить их.
Сильные женщины первой половины XX века
При этом, следует отметить, что ни в одном портрете русских художников, датированных XIX веком, невозможно найти женского лица, у которого над верхней губой были бы заметны волоски. Но уже первая половина XX века ярко представляет зрителям подобные образы, и прежде всего их можно увидеть на автопортретах известной мексиканской художницы Фриды Кало. Отечественные и зарубежные искусствоведы, и в том числе Андреа Кеттенманн, автор книги «Фрида Кало: страсть и боль» считают, что художница намеренно изображала себя с усами. Эта правдивость ей была нужна, чтобы подчеркнуть в собственном образе силу и мужественность. Как известно, Фрида Кало имела живую и раскрепощенную экстраверсивную натуру. А ее жизнь с 18 лет, когда она попала в аварию и сломала в трех местах позвоночник, была наполнена болью и постоянным преодолением самой себя. При этом художница имела левые политические взгляды и горячо поддерживала идею всеобщего революционного движения. Будучи знакомой с Львом Троцким, она считала, что женщины мира должны быть такими же сильными и равноправными с мужчинами, как и в Советском Союзе. А там, как раз в 1930-х годах, которыми датируются автопортреты Фриды Кало с усами, советский общественный деятель и литературовед Иван Гронский разработал художественный термин «социалистический реализм». Согласно всем его утвержденным данным, художники той эпохи отображали советских женщин сильными, широкоплечими, уверенными в себе работницами. Отечественные кинематографисты, представляя на экранах возрастных и властных руководительниц, женщин-комиссаров и офицеров, часто наделяли их темными усиками, как яркой характерной чертой героини с сильным характером.