Официально сексуального образования в России нет. Лишь изредка до нас долетают новости с разных уголков страны — то священник по школам ходит и рассказывает о том, что использование контрацепции приводит к слепоте, то православная община разместила рекламу против абортов на трассе Архангельск-Москва. В мою школу не приходили православные активисты — видимо, разговоров о зиготах на уроке биологии должно было быть достаточно. Один раз к нам даже приходила женщина, которая рассказывала о контрацепции и зппп (правда, без упоминания слепоты).
Так или иначе, секс является естественной частью нашей жизни и происходит вне зависимости от того, имеем ли мы достаточно знаний на эту тему. Школа учит нас основам размножения растений, но все, что мы должны были узнать о “человеческом” сексе, выглядит примерно так:
— используйте презервативы,
— лучше вообще никогда не занимайтесь сексом (или хотя бы не делайте этого до брака).
Весьма полезная информация для моих друзей, большинство из которых лишилось девственности до 16 лет. Так что все, что я узнала в школе — это названия частей тела и органов и тот факт, что во время полового акта происходит оплодотворение, а затем появляется ребенок.
Принято считать, что ответственность за “важный разговор” лежит на родителях. К сожалению, мало кто может похвастаться достаточно доверительными отношениями в семье, чтобы получить все необходимые ответы и откровенно обсудить все интимные моменты непосредственно с мамой или папой. К тому же, родитель основывается на своем опыте и — самое главное — на своих ожиданиях от ребенка и того, каким он будет. Немногие родители имеют достаточно познаний в психологии, чтобы этот разговор не был травмирующим, неудобным или сковывающим. Поэтому именно сексуальное образование может сделать секс комфортным и безопасным для каждого, особенно когда речь идет о первом опыте у подростков.
Человек обладает уникальной сексуальностью — для нас это гораздо более разнообразный и сложный процесс, чем для всех других видов на планете. Для людей секс не только биология — он имеет огромное психологическое значение и социальный смысл. Человек занимается сексом, когда влюблен, одинок, испытывает стресс, жаждет мести или просто хочет поднять себе настроение.
Сексуальное образование должно рассматривать несколько важнейших пунктов.
1. Согласие и границы
Сексуальное согласие чаще всего упоминается лишь в контексте разговора о возрастных рамках. Но право на отказ, согласие и уважение своих и чужих границ является важнейшим моментом в сексуальной жизни каждого человека, и учить этому следует с самого раннего детства — ребенок имеет право на то, чтобы его трогали только тогда, когда он этого хочет, даже если речь идет об объятиях бабушки или дедушки.
2. Секс не характеризует тебя как личность
Вы можете часто заниматься сексом или не заниматься им вообще, но вы никогда не должны делать это, чтобы кому-то что-то доказать. Вы не обязаны любить секс, чтобы не прослыть скучным, или не любить секс, чтобы вас не называли шлюхой. Ваши предпочтения и отношение к сексу — лишь очередная графа предпочтений, не более того. Секс не должен быть способом заставить кого-то любить вас, не является испытанием вашей любви к вашему партнеру или мерой того, насколько зрелым, взрослым или независимым вы являетесь.
3. Разнообразие сексуальных ориентаций и темпераментов
Каждый человек индивидуален, и совершенно нормально иметь разные потребности в сексе. Но, к сожалению, очень многие люди имеют огромные комплексы из-за того, что те “нормальные” варианты секса, о которых они знают, им попросту не подходят. Мы стыдимся говорить с партнером о своих желаниях и предпочтениях, потому что все эти темы табуированы. Сексуальное образование должно помочь человеку понять, что все в порядке, и даже у его партнера может быть совершенно другой уровень либидо и потребности — например, вам нужно гораздо больше или меньше секса, чем ему — и это не значит, что кто-то один должен подстраиваться под второго, более “правильно устроенного”. И уж точно нет никакого “нормального” количества секса, который должен быть у пары, чтобы их интимная жизнь считалась действительно полноценной.
4. Тот факт, что не только тела, но и гениталии у всех разные
С историей о том, что тела у всех разные и не должны быть посрамлены, все худо-бедно, но смирились. Но даже в роддомах некоторые врачи считают уместным как-то прокомментировать чужую промежность на тему эстетической красоты. Нам всем давно пора понять, что гениталии у всех тоже сложены индивидуально, и все они — нормальные и красивы. Не бывает никаких “слишком больших” половых губ и клитора или “некрасивого” члена, и не нужно с ними ничего делать, чтобы сделать более привлекательными.
5. Существует гораздо больше методов контрацепции, чем два, и это всегда ответственность обоих
Даже такие очевидные последствия секса, как беременность или заболевания, передающиеся половым путем, окутаны множеством мифов — например о том, что секс во время месячных или прерванный половой акт являются надежной защитой от нежелательной беременности. Многие женщины до сих пор не знают, что огромное количество зппп протекают бессимптомно, и уж точно не слишком большое количество людей проверяют свое здоровье после того, как сменили сексуального партнера.
6. Секс не похож на то, что вы видели в кино
Секс не должен быть всегда красивым, неимоверно страстным и длиться всю ночь. Иногда секс это просто секс — непродолжительный, полный странных и неловких звуков. Это не всегда весело и приятно, иногда вы будете задаваться вопросом, действительно ли это стоило того, и можете даже разочаровываться — и это не значит, что с вами что-то не так. Лучше всего, когда секс — это личное выражение заботы, любви и уважения между двумя людьми, и не имеет значения, как именно это происходит между ними.
Сексуальное образование должно фокусироваться на социальных и эмоциональных причинах секса и их последствиях, поднимать вопросы установления четких ожиданий и границ, учить слышать свое тело, справляться с чувствами стыда и неловкости и, конечно же, нести ответственность. Сексуальное образование — это не пособие о том, как войти, выйти и не нарожать при этом кучу детей. Это вопросы принятия себя, своего партнера, уважения, согласия, комфорта и безопасности — как физической, так и психологической.