Теремное затворничество — термин, употреблявшийся в дореволюционной русской историографии для характеристики особенностей повседневности знатных русских женщин, типичной для XVI-XVII вв.
Терема — высокие каменные хоромы — строились на Руси и раньше, но четкое деление внутренних помещений на «мужскую» половину и «женскую», относится к XVI в. Знатным женщинам полагалось все время находиться на своей «половине», редко, лишь с разрешения мужа, показываясь на глаза гостям и соседям. Определенную роль в появлении затворничества женщин привилегированного класса сыграла церковь, которая объявляла такой образ жизни делом богоугодным. Некоторые исследователи за рубежом объясняют появление теремов и «теремной системы» стремлением уберечь жен и дочерей от набегов татар. Однако никаких свидетельств о существовании теремов для великих княжен и княгинь до XVI в. нет, хотя татаро-монгольское иго пало еще в 1480 г. Большинство современных западных и российских исследователей объясняют существование «теремной системы» как результат взаимодействия суеверий о «нечистоте женщины»; распространения женоненавистнических представлений византийских церковных авторов о женщине как о «сосуде греха»; бытования религиозных представлений о необходимости самоочищения уединением; развития патриархатных начал и стремления исключить возможность внебрачных интимных контактов; особенностей семейно-матримониальной политики (стремления выдать дочерей за «нужных» роду людей, то есть рассмотрения дочек в виде «живого товара»).
Несмотря на то, что затворничество затронуло узкий слой социальных верхов и просуществовало всего около столетия, идея теремного уединения, запретов и ограничений как формы подавления социальной активности женщин оказалась жизнеспособной и повлияла на ментальность значительной части населения.
Терем отличался от традиционного дома сруба , принятого ранее у славян только многоэтажностью. На верхнем этаже и жили глава рода. Разделение на мужскую половину моло суествовать и ранее просто источников нет. Описанию «теремной жизни» мы обязаны «Домострою», но он сложился раньше16 века , в Новгороде , как утверждают ученые, а духовник Ивана Грозного просто переписал его и опубликовал и с того момента «Домострой» становиться эталоном семейной жизни, к которой стреилось все Московское общество. На самом деле по Забелину жизнь рода или семьи всегда определялась двором — это было их хозяйство и там всегда была строгая иерархия: от старших к младшим.Это было своеобразное государство в государстве. И скорее всего жили от дельно , насколько позволяла площать. Вообще жизнь людей допетровского времени полна суеверий . Там не только набожность и почитание мужа , как главы семьи, но очень много заговоров от разной порчи. У Забелина в «Русском народе» это все описано. Боялись не столько набегов и воров, сколько ведьм колдунов сгалаза и порчи. Женщина в основном занималась хозяиством и детьми . а мужчина всеми остальными делами — видимо простоне до общения вместе если у тебя семеро по лавкам и скотина , но это у простых людей. Теремное строительство началось в 16 веке , как прорв в архитектуре , возможно , как влияние Запада. Итальянцы много строили на Руси и там как раз развито было строительство вверх , а не вширь , как в России было принято. отсюда появляется терем, который просто пказывает на высокое положение главы рода.
патриархат = отсутствие интеллекта! мужло ваще оборзело вконец!