Над фразой о том, что «В СССР нет секса», смеялись еще в советские времена, а уж ныне – и подавно. Однако, несмотря на то, что цензура тех лет с крайней неблагосклонностью относилась к эротическим проявлениям в искусстве, в частности, в кино, все же, в некоторых советских фильмах нет-нет да и проскальзывали сцены с частично (и очень редко – полностью) обнаженными актрисами.
Советские фильмы с «обнаженкой»
Впервые на советском экране актриса появилась обнаженной в ленте Александра Довженко «Земля» (1930г.). Такое мог позволить себе в то время только маститый режиссер, которым и был Александр Петрович. И только спустя почти 30 лет эротика вновь пробилась в кинозалы лентами 1958 года – «Часы остановились в полночь», где героиня Зинаиды Броварской позирует с обнаженной грудью перед зеркалом и 1959 года – «Неотправленное письмо» (появление в кадре Татьяны Самойловой в мокрой футболке на голом теле было признано верхом эротизма).
Затем актрис топлес и полуоголенных показали в фильмах 60-х годов («Русский сувенир», «Человек-амфибия», с актрисами Любовь Орловой и Анастасией Вертинской и других кинолентах.
В 70-ые годы количество фильмов с эротическими сценами возросло, но только в 80-е, а особенно, после перестройки «обнаженка» стала привычной на советских экранах. Прежде всего, в фильмах «Агония» (1981 год) с актрисами Нелли Пшенной и Аллой Майковой, «Формула любви» (1984 г.), где обнажила грудь Елена Ванюшкина, а также «Выйти замуж за капитана» (1985 г.) с показом прелестей Веры Глаголевой.
А фильмы 1987-1988годов «Завтра была война» и «Маленькая Вера» с обнажившейся и участвовавшей в первой постельной сцене на советском экране Натальей Негодой стали и вовсе переломными моментами в истории советской киноэротики.
Актрисы – советские секс-символы
И, все же, кинокритики единодушно называют первым секс-символом советского киноэкрана певицу Людмилу Сенчину, снявшуюся в 1977 году в киноленте «Вооружен и очень опасен». И хоть обнажается она там совсем ненадолго и далеко не полностью, это произвело большое впечатление на неизбалованного эротическими сценами советского кинозрителя.
Далеко превзошла по обнаженности Сенчину следующий секс-символ тогдашней страны – Елена Кондулайнен. Впервые полностью обнаженную ее показали в фильме 1990 года «Сто дней до приказа», а частично она раздевалась в кинолентах, вышедших несколько раньше: «Фламинго приносит счастье», где была постельная сцена, и «Две версии одного столкновения».
Как платили
Те, кто думает, что советские киноактрисы получали бешеные деньги за «обнаженку», глубоко ошибаются. При начислении гонораров бухгалтеры жестко руководствовались требованиями, изложенными в соответствующих инструкциях. В опубликованной в 1973 году книге (всего 3 тыс. экз.) «Кинопроизводство: Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний» подробно расписывается порядок начисления оплаты актерам и помесячно, и по итогам съемки. Там они четко разделены по категориям (высшая, 1,2,3, вспомогательный состав) с указанием конкретных сумм. Ни о каком официальном денежном вознаграждении за «обнаженку» речь, даже, не шла. Актриса высшей или 1-ой категории могла получить за фильм 1-2 тысячи рублей. Кроме того, у постоянно работающих на различные киностудии были оклады в пределах 80-450 руб., зависимо от принадлежности к определенной категории.
Н. Варлей, например, за роль в «Кавказской пленнице» выплатили 1219 руб. 24 коп., а за день съемки она получала 13 рублей 50 коп. И это при том, что Наталья согласилась сниматься в купальнике и, даже, в сиреневых колготках (для 1967 года это уже считалось почти «обнаженкой»). Правда, год спустя С.Светличной за ее почти эпизодическую, но эротическую роль в «Бриллиантовой руке» заплатили уже 346 руб.
Как правило, в советские времена кинорежиссеры при материальном поощрении актрис за «обнаженку» использовали различные финансовые уловки, но деньги при этом были очень и очень небольшими. В ряде случаев, при отборе на роль актриса сразу же соглашалась на участие в эротических сценах.