Стоит признать, что нынешняя обстановка (по крайней мере в России) куда более безопасна, чем та среда, в которой росли дети 90-х, однако зачастую можно услышать мнение, что именно сейчас дети подвергаются более высокому риску, чем это было поколение назад. Беспокойство родителей привело к нетерпимой к риску культуре воспитания, которая находит выражение в политике опеки и безопасности и не может взвесить преимущества игры против связанных с ней рисков. Детям запрещают лазить по деревьям, некоторые родители исключают из списка допустимых с точки зрения безопасности игр даже “догонялки” и “прятки”. Известны случаи судебных разбирательств, инициированных родителями, в случае получения детьми даже мелких травм на детской площадке или в образовательном учреждении.
Молодые млекопитающие большинства видов, а не только человеческие дети, проводят много времени в рискованных развлечениях. Отпрыски горных коз неловко прыгают по крутым склонам, молодым шимпанзе нравится падать с высоких ветвей и ловить себя на нижних, прежде чем оказаться на земле. С точки зрения эволюции напрашивается очевидный вопрос: почему в мире животных до сих пор существуют эти игры? Они могут привести к травме и даже смерти, так почему же эволюция до сих пор не уничтожила их?
Во всем животном мире игра молодых особей обычно рассматривается как оттачивание фундаментальных навыков, необходимых для выживания вида.
Человеческие дети также имеют склонность к рискованным играм. Они нуждаются в них, чтобы испытать и справиться с самыми сложными задачами — и их эмоциональными реакциями на них — в качестве серии уроков для жизни в мире, в котором в конечном итоге придется бороться по-настоящему.
В игре, не скованной рамками родительской гиперопеки, дети инстинктивно принимают сотни решений, самостоятельно учатся оценивать и определять уровни риска, развиваются физически, эмоционально и социально, усваивая, изо дня в день, растущий спектр жизненно необходимых навыков. Благодаря игре дети приобретают уверенность, но также осознают границы. Для детей свободная, самостоятельно спланированная игра — это серьёзное обучение тому, как действовать в самых разных ситуациях и быть в безопасности.
Многие последние исследования в эволюционной психологии говорят о том, что наряду со снижением возможностей детей свободно играть без контроля взрослых, выявляется все больше случаев психических расстройств детства , особенно эмоциональных. Профилактика травматизма играет ключевую роль в обеспечении безопасности детей, но введение слишком большого количества ограничений на опасную игру препятствует их развитию. Существует мнение, что одной из основных функций детских игр является научить их тому, как регулировать страх. Дети очень мотивированы играть рискованно, но они также очень хорошо чувствуют свои способности и избегают рисков, которые не готовы принять физически или эмоционально. Они учатся управлять своим страхом и преодолевать его. Во многих грубых играх они могут испытывать отрицательные эмоции, но если они дадут им волю, игра закончится — таким образом, в играх дети и молодые млекопитающие учатся контролировать еще и свой гнев.
Относительно небольшой процент детей все же склонен переоценивать свои способности и в игре наносить себе вред. В остальных случаях очень важно дать ребенку полностью отвечать за свою игру. Когда взрослые оказывают давление или, наоборот, поощряют риски, это может привести к травме. Следует помнить, что обеспечение безопасности детей включает в себя и предоставление детям возможности принимать решения самостоятельно.