Гарем в исламских странах был четко структурированным институтом семейных отношений, где каждый человек занимал определенное место согласно социальному статусу. И положение бах-кадины (хасеки, старшей жены) – отнюдь не вершина в этой иерархии.
«Подгруппы» женщин султана
Как пишет в своей книге «Повседневная жизнь восточного гарема» Ш. М. Казиев, поначалу по мусульманским законам султан был вправе иметь до четырех официальных жен включительно, и они обладали равными правовыми статусами. Однако с течением времени этим условностям значения уже не придавалось и султаны при выборе жен и наложниц отдавали предпочтение рабыням.
Первым статусом, приближающим рабыню к заветному семейному очагу султана (а как пишут историки, каждая невольница мечтала удостоится чести быть замеченной хозяином), был гезде. Гезде– рабыня, прислуживавшая родственникам султана или его вельможам. По сути это могла быть любая невольница в султанате, даже служанка одной из жен правителя империи. Если она понравилась султану, и он давал об этом знать, девушку готовили к ночи с правителем. В случае, когда султан оставался доволен после подобного общения с гезде, невольница переходила в гарем в статусе икбал (наложницы).
Последующей задачей икбал было как можно «результативнее» обратить на себя вниманиесултана, чтобы общение с ним впоследствии привело к смене положения девушки, и она стала кадиной-эфенди (женой правителя). Кадинамистановились либо беременные, либо уже родившие султану наследника (наследницу).
Кадин стремились уравнять
Историки подтверждают, что между кадинамипостоянно существовало соперничество в борьбе за главенство в гареме. Зачастую в подобных интригах участвовали евнухи и другие служащие. Поэтому жен султана стремились ставить в равные условия. Французский поэт, писатель и переводчик XIX века (в начале XX века гаремы были официально запрещены) Жерар де Нервальоказался в числе немногих европейцев, которых допустили для «экскурсии» по гарему (сералю) и он оставил свои воспоминания об этом визите.
Нервилю, в частности, показали комнаты кадин. Француза удивило единообразие их размеров и убранства. Но европейцу рассказали, что даже конфеты женам султана покупаются абсолютно одинаковые, чтобы те не завидовали друг другу и по этому поводу.
Как выбиралась бах-кадина
Шапи Казиев пишет, что в условиях многообразия красивых девушек и молодых женщин (а в гаремы отбирались только лучшие, иногда в количестве до нескольких тысяч) статус фаворитки был изменчив. Если гарем был многочисленным, у сотен его обитательниц так и не получалось сблизиться с султаном: для общения с ним главная женщина империи, мать правителя валиде-султан отбирала тех, кто лучше всего преуспел в изучении Корана, искусств и других премудростей светской жизни.
Впоследствии тех, кто не удостоился внимания султана, выдавали замуж за госслужащих империи. Бывшие рабыни, получавшие за все время пребывания в гареме солидное денежное содержание, будучи образованными и остававшиеся целомудренными, весьма ценились подчиненными султана в качестве невест.
Джеймс Клуг, автор книги «История гарема в культурах мира», пишет, что бах-кадиной или «султаншей года» в гареме могла стать родившая правителю мальчика (не обязательно будучи в статусе жены). На определенное время эта женщина даже получала право управления всем гаремом, включая наставниц наложниц. Мать потенциального наследника одаривалась деньгами, земельными наделами и другими материальными благами.
В книге Лесли Пирс «Имперский гарем: женщины и владычество в Османской империи» ее автор, в частности, рассказывает о колоссальном влиянии авторитета матерей султанов (валиде-султан), которые в Османской империи не только контролировали жизнь гарема, но и вершили государственные дела (время так называемого султаната женщин). Нередко решение о том, кто из матерей, родивших султану наследников, станет хасеки-султан, принимала именно валиде. У хасеки, пишет Лесли Пирс, было более привилегированное положение, чем у других жен – их покои располагались рядом со спальней валиде-султан, старшая жена получала лучшие меха, ткани и драгоценности, у нее имелся больший штат прислуги, чем у других жен. Размер денежного содержания хасеки превышал сумму, выплачиваемую сестрам правителя империи, в 3 или даже 4 раза. Нередки были случаи, когда хасеки со временем получали статус валиде-султан. Самые из них в истории – Нурбану, Сафие и Кесем, пережившие своих мужей.