Женщины, которыми восхищались, но которые не были «идеальными»

 

Эти женщины не являлись «эталонами красоты», примерами женственности и прочее, но сделали для этого мира гораздо больше, чем многие канонические красотки.

 

 

Ада Лавлейс: первая компьютерная программистка

 

Ада Лавлейс была единственной законной дочерью лорда Байрона, одного из самых известных поэтов Англии. Ее родители разошлись вскоре после рождения Ады, а Байрон покинул Англию. Несколько лет спустя он умер в Греции. Хотя она никогда не знала своего отца, наследие Байрона сильно повлияло на воспитание Ады. Ее мать сильно боялась, что она унаследует неустойчивый темперамент своего поэта отца и следит за тем, чтобы она обучалась математике и науке. Когда Аде было 17 лет, ее наставник Чарльз Бэббидж показал ей прототип своего «Разностного двигателя», первого в мире компьютера. В 1842 году Бэббидж попросил Лавлейс помочь перевести статью о планах своей новейшей машины «Аналитический двигатель». Она добавила длинный набор заметок в свой перевод, в котором написала алгоритм, который двигатель мог бы использовать для вычисления числа Бернулли.

Хотя степень ее первоначального вклада оспаривается, ее код теперь считается первой в мире компьютерной программой. Лавлейс предположила, что машина может в конечном итоге сделать гораздо больше, чем вычисление чисел. Двигатель Бэббиджа никогда не строился, и ее код никогда не тестировался, но многие из ее соображений о будущих вычислениях оказались правдой.

 

Ву Тициан: единственная правительница Китая

 

Ву Тициан была единственной женщиной, когда-либо правившей Китаем. Поднявшись к власти в разгар славной династии Тан, она улучшила сельскохозяйственное производство, снизила налоги, уменьшила численность армии, оспаривала конфуцианские предрассудки в отношении женщин и держала бушующую страну в мире.

Тем не менее, императорские летописцы изображают ее чудовищной, кровожадной нимфоманкой. В 14 лет она стала наложницей стареющего императора Тайцзуна. После его смерти она должна была отмереть в буддийском монастыре, но Ву отправилась обратно во дворец как супруга нового императора Гао Зонга. Связь была табу (он был ее пасынком), но это не помешало ей заменить своих соперников.

Как гласит легенда, через неделю после рождения дочери Ву задушила ребенка, обвинил императрицу Ван в детоубийстве, и ее посадили в тюрьму, изуродовали и утонули в чане с вином. После того, как ее муж умер, Ву узурпировала трон у своих четырех сыновей.

Читайте также:  Охота на певицу: как маньяк хотел расправиться с Аллой Пугачевой

 

Сесилия Пейн: астрономка, которая коснулась звезд

 

Когда Сесилия Пейн была студенткой в Кембриджском университете в 1919 году, ученые полагали, что солнце и звезды были сделаны из того же материала, что и Земля. Променяв британский Кембридж на Массачусетский, она стала первым человеком, который получил степень доктора астрономии в Колледже Рэдклиффа (сестринская школа Гарварда). В своей докторской диссертации Пейн определила фактические температуры спектральных классов звезд и показала, что они в основном сделаны из водорода и гелия.

Этот вывод был настолько радикальным в 1925 году, что Пейн была отговорена от ее публикации, но впоследствии астрономы назвали ее работу «несомненно самой яркой кандидатской диссертацией, когда-либо написанной в астрономии». Несмотря на ее блеск, астрономия по-прежнему была клубом для мальчиков, а Пейн провела 11 лет в качестве младшего технического помощника в Гарварде. В 1938 году ей было присвоено звание «Астроном». В 1954 году она стала первой женщиной на факультете искусств и наук, которая получила степень профессора, а затем стала первой женщиной, возглавляющей отдел в Гарварде. Через годы спокойной преданности она проложила путь для многих женщин-астрономов и ученых после нее.

 

Розалинд Франклин: женщина, которая открыла структуру ДНК

 

28 февраля 1953 года Фрэнсис Крик вошел в паб Eagle в Кембридже и объявил, что он и Джеймс Уотсон раскрыли «секрет жизни» — двойную спиральную структуру ДНК. Никакого упоминания там (или в их речи о приеме Нобелевской премии) Розалинд Франклин, женщины, чья работа сделала все возможным, не было.

Разбор структуры ДНК был трехсторонней гонкой между Уотсоном и Криком в Кембридже, Лайнусом Полингом в Калтехе и, в Королевском колледже Лондона, Розалинд Франклин и Морис Уилкинс (которые не могли терпеть друг друга). Франклин использовала свой опыт в рентгеновской кристаллографии, чтобы получить замечательно четкие фотографии дифрактограмм ДНК.

В январе 1953 года Уилкинс показал Уотсону одно из этих изображений без разрешения Франклин. «Как только я увидел картину, мой рот распахнулся, и мой пульс участился», — позже написал Уотсон в своих мемуарах. С помощью этой подсказки он и Крик опубликовали свои результаты вскоре после этого.

Читайте также:  Наталья Гончарова: какой была одна главных художниц прошлого века

Структура ДНК была одним из самых значительных открытий в истории науки, но Франклин умерла, не получив признания своего участия в нем, скончавшись в 1958 году в возрасте 37 лет. Четыре года спустя Уотсон, Крик и Уилкинс были совместно удостоены Нобелевской премии.

 

Ребекка Латимер Фелтон: первая женщина-сенатор в США.

 

Ребекка Латимер Фелтон обладает сложной историей. Родившись в Декейтере, штат Джорджия, она была бесценным достоянием политической карьеры ее мужа. Резкая и эффективная женщина, она ловко проводила его кампанию и помогла ему выступить с речами и законодательством. Она была страстным сторонником женского избирательного права, равной оплаты, тюремной реформы и образовательных возможностей для бедных.

В 1922 году, когда сенатор из Джорджии внезапно умер, губернатор назначил 87-летнюю Фелтон в качестве стенда. Фелтон дала присягу верности 21 ноября, и хотя ее срок длился всего 24 часа, она была официально первой женщиной-сенатором в США и до сих пор остается единственной женщиной, которая когда-либо служила сенатором в Джорджии.

 

Эдит Кавелл: Бескорыстная медсестра

 

На рассвете 12 октября 1915 года британская медсестра Эдит Кавелл была казнена немецкими солдатами в Бельгии. Ее смерть спровоцировала международное возмущение и сплотила поддержку союзников. Волна пропаганды вербовки изображала Кавелл как невинную женщину, уничтоженную варварским немецким врагом. Дочь викария Норфолка, Кавелл была взята для управления бельгийской сестринской школой в 1907 году. Она запустила журнал под названием L’infirmière и подготовила медсестер по всей стране.

В 1914 году Кавелл посещала семью в Англии, когда разразилась война; она настояла на возвращении в Бельгию. Когда вокруг них бушевала война, Кавелл и ее соратники помогали раненым с обеих сторон и помогали сотням союзных солдат оказаться за пределами вражеских линий, чтобы убежать. Кавелл была преданным бельгийским сотрудником и арестована за то, что она шпионка. Хотя дипломаты пытались вмешаться, Кавелл была осуждена и казнена. В течение многих лет считалось, что обвинения в шпионаже были ложными; однако в 2015 году бывший директор MI5 обнаружил, что организация Кавелл занималась контрабандой разведки на родине. Хотя мы, возможно, никогда не узнаем масштабов ее участия, Кавелл следует помнить за ее огромную храбрость и самоотверженность.