Хильма аф Клинт: художница, которой «помогали» духи

У исследователей паранормальных явлений существует такой термин – «психография». Речь идет о феномене автоматического письма, когда писатель, художник или композитор создает свои произведения в трансовом состоянии под «диктовку» потусторонних сущностей. Именно это происходило с известной шведской художницей Хильмой аф Клинт. По крайней мере, так утверждала она сама.

Хильма аф Клинт родилась 26 октября 1862 года в Карлберге в семье морского офицера и картографа Виктора аф Клинта. В 1872 году Клинты переехали в Стокгольм, где Хильма завершила среднее образование и поступила в Техническую школу (ныне Школа прикладного искусства). После ее окончания она брала уроки портретной и пейзажной живописи, а затем до 1887 года обучалась в шведской Королевской академии. В 1889 году Хильма аф Клинт открыла собственное художественное ателье в Стокгольме на Хамнгатан и стала проводить первые выставки.

Для тех лет самостоятельная и финансово независимая незамужняя женщина была редким явлением. Между тем Хильма не ограничивалась только живописью. Она увлеклась оккультизмом, регулярно принимала участие в спиритических сеансах. После того как в 1880 году скончалась ее любимая младшая сестра Хермина, Хильма занялась духовными исканиями, принялась изучать различные направления в философии и религии, в том числе теософские идеи Елены Блаватской и учение Христиана Розенкрейца.

В период обучения в Королевской академии Хильма познакомилась с Анной Кассель. Позднее к ним присоединились еще три женщины-единомышленницы, которые вошли в состав группы «Пять» (De Fem). Каждую пятницу участницы группы устраивали встречи, на которых читали и изучали Новый Завет, медитировали, а также проводили спиритические сеансы. Информация, полученная в ходе «контактов с духами», аккуратно записывалась. У «духов» были имена: Грегор, Клемент, Амалиель и Ананда. Иногда на «связь выходили» не они сами, а их «помощники». Однажды Хильма аф Клинт якобы получила послание от некоего духовного существа, в котором говорилось, что она будет писать картины-медиумы.

Читайте также:  Милева Марич: как первая жена Эйнштейна повлияла на его открытия

Первая серия работ, написанных под «диктовку духовных учителей», появилась в конце 1906 года. Там присутствовали в основном геометрические и орнаментальные мотивы.

Над серией «Храм» аф Клинт работала с 1906-го по 1915 годы. В нее вошли 193 картины. Десять самых больших полотен изображают различные этапы жизни человека – от рождения до старости. При этом суть изображенного передается с помощью определенных цветов: женская духовная суть отображается синим цветом, мужская – желтым. За физическую любовь отвечает розовый цвет, а за духовную – красный.

После окончания работы над «Храмом» духи перестали «диктовать» Хильме, но она продолжала занятия абстрактной живописью, черпая идеи в эзотерических и антропософских теориях.

В 1908 году произошло знакомство Хильмы аф Клинт с известным швейцарским теософом и антропософом Рудольфом Штайнером. Увидев работы Хильмы, Штайнер так и не смог их понять и дать им какую-то интерпретацию. Он заявил, что в ближайшие полвека их вряд ли кому-то удастся «расшифровать».

Хильма аф Клинт так и не вышла замуж. После смерти матери в 1920 году она переехала в Хельсинки, где поселилась в одной квартире с Томасин Андерсон, бывшей сиделкой матери. Вдвоем они проводили много времени в Швейцарии, где изучали архивы по антропософии, надеясь отыскать скрытый смысл картин Хильмы. Там произошли и новые встречи с Рудольфом Штайнером.

Читайте также:  Фрунзик Мкртчян: какую трагедию пережил известный советский актер

Хильма аф Клинт умерла в возрасте почти 82 лет после автомобильной аварии, оставив 150 тетрадей, в которые записывала свои мысли и исследования. Все работы она завещала своему племяннику вице-адмиралу Королевского морского флота Швеции Эрику аф Клинту. Согласно ее завещанию их можно было выставлять только после истечения 20 лет со дня ее смерти. Ящики с картинами были впервые открыты для всеобщего обозрения лишь в конце 1960-х.

Но, видимо, общество было еще не готово воспринять такую живопись. Музей современного искусства Стокгольма, которому хотели подарить работы аф Клинт в конце 70-х, отверг их. Только благодаря искусствоведу Оке Фанту творчество Хильмы аф Клинт в 1986 году было представлено на выставке «Духовность в искусстве. Абстрактная живопись 1890—1985» в Лос-Анджелесе.

Сегодня коллекция из 1200 работ шведской художницы находится в распоряжении Фонда Хильмы аф Клинт в Стокгольме. Да, мы не знаем, что означают многие из них, но разве это мешает нам их созерцать?