Непростые и в тоже время интенсивные 2000-е годы в России поколебали традиционную социально-экономическую и гендерную парадигму, в которой женщине отводилась подчиненная роль. Серьезной трансформации подверглись институт семьи, место в нем мужчины и женщины, и в целом представления о семейных ценностях.
Несмотря на то, что за последние 20 лет уровень жизни россиян заметно подрос, это не сказалось в лучшую сторону на состоянии семьи. Социологические исследования показали небывалый рост разводов в последние годы (585 на каждую 1000 браков), и как следствие – появление большого количества матерей-одиночек. По данным социальных служб, почти половина российских детей растет без отцов: вся тяжесть по их воспитанию ложиться на плечи женщины.
Современная женщина вынуждена становиться экономически более активной и независимой, она все чаще занимает руководящие посты, открывает свой бизнес и в целом берет на себя роли, скорее свойственные мужчине. Одним из показателей трансформации гендерных моделей служит стремительное увеличение числа российских женщин, севших за руль. Сегодня соотношение женщин и мужчин водителей на дорогах России 1 к 10, и оно продолжает неуклонно сокращаться.
Прекрасная половина российского общества не просто теснит мужчин с традиционных социально-экономических позиций, она становится похожа на мужчину ментально и психически. Сегодня женщина с твердым характером и железной выдержкой, владеющая стилем делового общения и мыслящая стратегически уже не редкость. Она научилась сдерживать эмоции и выстраивать отношения с противоположным полом с позиции силы.
По данным опросов, проводимых ВЦИОМ, большинство женщин уже не ожидают, что мужчина будет обеспечивать семью. Они предпочитают рассчитывать исключительно на свои силы. Не удивительно, что сегодня российские женщины в плане заработка способны конкурировать с сильным полом. По данным вице-спикера Совфеда Галины Кареловой на 2017 год средняя заработная плата женщин оставляет 72% от дохода, получаемого мужчиной. Еще в 2011 году эта цифра равнялась 67,9%.
Старший аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев считает, что современное общество уже начинает привыкать к тому, что женщина может обеспечивать себя сама. Здесь, по его мнению, немаловажную роль играет экономический аспект, так как зачастую семье, имеющей более одного ребенка, на одну зарплату мужа прожить крайне сложно.
Женщины не просто догоняют мужчин по уровню дохода, но и постепенно вытесняют их с руководящих должностей. Согласно данным международной сети независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International, Россия первая в мире страна по количеству женщин топ-менеджеров: около 40% управленческих позиций в РФ заняты представительницами слабого пола. Для сравнения, в Японии женщин топ-менеджеров всего 8%, в Германии – 14%.
Российские эксперты полагают, что причину карьерной активности современных женщин нужно искать в советской системе образования, где акцент делался на гендерном равенстве возможностей. Именно поэтому в России высокий процент женщин с техническим образованием, они с не меньшим рвением, чем мужчины осваивают инженерные и IT специальности, что совсем не характерно для западной Европы. Любопытно, что каждый пятый руководитель российской компании, работающей в сфере высоких технологий – это женщина.
Меняется российская женщина и биологически. Возьмем к примеру антропометрию. За последние 100 лет представительницы прекрасного пола в России подросли на 12 см – их средний рост увеличился с 153 до 165 см. Особенно активными акселерационные процессы стали в 1980-е. Но если лет 20 назад девушки с ростом выше 175 см были еще редкостью, то сегодня их немало.
Что еще стало бросаться в глаза, так это стремление россиянок выглядеть моложе. Компания BBDO Branding, проанализировав открытые источники, выяснила что все больше российских женщин 45+ предпочитают ездить на самокате, носить молодежную одежду, ходить к стилисту и в целом не соответствовать возрасту. Это стремление объяснимо, так как за последние 20 лет средняя продолжительность жизни женщин в России выросла на 5 лет.
Новая россиянка старше 45 всегда находится в тренде, посещает курсы саморазвития, следит за внешностью, физической формой и питанием. По данным социологических исследований, среди российских женщин 45+ 21% работает полный рабочий день, 50% пробует новые виды деятельности, 61% регулярно посещает салоны красоты.
«Яндекс» отмечает высокую интернет-активность женщин после 40-ка. Так, за период с октября 2016 года по апрель 2017 года на них проходилось почти треть кликов по объявлениям. По словам аналитиков «Яндекс», современная российская женщина зрелого возраста уже больше интересуется не медициной и домохозяйством, а темами моды, недвижимости и путешествий.