Алексей Баталов полюбился советскому зрителю благодаря таким картинам как «Дело Румянцева», «Летят журавли», «Москва слезам не верит». Однако Алексей Владимирович был далеко не единственным членом семьи, наделенным актерским талантом. Его родители и даже отчим также имели самое непосредственное отношение к театру.
Отец
Отца актера звали Владимир Петрович Баталов. В 1925 году он также, как впоследствии и его сын, окончил студию при Московском Художественном театре. Как пишет Михаил Захарчук в своей книге «Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия», в этом же МХАТе Владимир Петрович прослужил почти 4 десятка лет. Он не только был занят в спектаклях в качестве актера, но и занимался их режиссурой. Кроме того, Баталов-старший работал во всемирно известном Большом театре и в театре имени Ленинского комсомола. В предвоенные годы Владимир Петрович уже сам стал преподавать режиссерское мастерство при «Мосфильме» и в институте, позже получившем название ГИТИС.
Благодаря кинематографу Владимира Баталова можно увидеть на экране и сегодня. Он снялся в 6-ти картинах: «Дом на Трубной», «Груня Корнакова», «Ночь в сентябре», «На дне», «Двое в степи» и «Бабы». Причем в титрах последней картины он значится не только как исполнитель роли Терентия Казанка, но и как режиссер.
Несмотря на явные успехи в кино, Баталов практически до конца своих дней оставался верным родному для него МХАТу. Тем более, что именно там он и встретил свою будущую супругу.
Мать
Нина Антоновна Ольшевская, мать Алексея Баталова, уроженка города Владимира приехала в Москву и поступила в студию при МХТ в довольно юном возрасте: ей было всего 17. По воспоминаниям литературоведа Эммы Герштейн, Ольшевская была одной из первых послереволюционных выпускниц самого Станиславского.
Еще во время учебы Нина познакомилась с Владимиром Баталовым и, дождавшись совершеннолетия, вышла за избранника замуж. Вскоре молодая семья пополнилась: на свет появился сын Алексей. Однако рождение ребенка совсем не помешало Ольшевской успешно окончить актерский курс и стать членом МХАТовской труппы.
Через некоторое время Нина Антоновна перешла из МХАТа в театр Красной Армии. Это решение стало для актрисы судьбоносным, потому что во время гастролей с новым коллективом она познакомилась с писателем и драматургом Виктором Ардовым. Ольшевская, не желая обманывать законного супруга, не стала крутить роман у него за спиной. Она развелась с Владимиром Баталовым и заключила брак с Ардовым. 5-летнего Алексея Нина Антоновна забрала с собой.
Отчим
Таким образом большую часть детства Алексей Баталов воспитывался в семье своего отчима Виктора Ефимовича Ардова. На самом деле Ардов – это всего лишь псевдоним, а настоящая фамилия драматурга – Зигберман. В роду Виктора Ефимовича были так называемые сефарды, представители одной из субэтнических групп евреев. Как утверждал Юрий Федосюк в книге «Короткие встречи с великими», именно поэтому поначалу Зигберман хотел взять фамилию Сефардов, но затем решил сократить ее на первые 3 буквы. Под этим псевдонимом Виктор Зигберман и стал знаменитым.
В основном Ардов специализировался на сатирической и юмористической литературе. Он писал театральные пьесы, смешные монологи для эстрадных и цирковых артистов, рассказы и скетчи. Кроме того Виктор Ефимович рисовал карикатуры, а также сам выступал на сцене в качестве актера и конферансье.
В связи с тем, что Виктор Ардов и его жена Нина Ольшевская являлись представителями тогдашней актерской элиты, в их доме часто бывали Бродский, Зощенко, Солженицын, Цветаева, Тарковский, Раневская. А известная поэтесса Анна Ахматова вообще была одной из самых близких приятельниц матери Алексея Баталова.