Введение обязательного сексуального образования в России – задача не из легких, хотя бы потому, что отношение к сексу в разных регионах страны не одинаковое. Например, в республиках Северного Кавказа до сих пор тему сексуальности принято обходить стороной, а физические отношения между мужчиной и женщиной воспринимаются как очередная «опция» после вступления в брак, а не как естественная потребность человека.
Я родилась и до поступления в московский вуз жила в Махачкале – столице республике Дагестан и самом большом, и густонаселённом городе Северного Кавказа. На этом преимущества Махачкалы заканчиваются, потому что до современного мегаполиса ему очень далеко. И дело, конечно, не в архитектуре зданий, а в менталитете дагестанцев, которые настолько бояться потерять наследие своего «героического прошлого», что плохо представляют, как адаптировать традиции и культуру в настоящей жизни.
Как относятся к сексу в Дагестане? Долгое время я, как и все обычные дети, не подозревала о сексуальной составляющей человеческих взаимоотношений. А когда узнала, то пребывала в полной уверенности, что «у нас этим не занимаются». Я читала в книгах про секс, я смотрела кино, в котором всегда красавчик и красавица просыпаются после бурной ночи в нежных объятиях друг друга. У меня в голове начинал складываться некий пазл. Но если секс – такое распространённое явление, почему я его не наблюдаю в обычной жизни?
Тема секса табуирована даже в образовательных учреждениях. В школах практически отсутствуют практика бесед с психологом, а на уроках биологии учителя ограничиваются банальными примерами на подобии «пестиков» и «тычинок».
«Я не помню, в каком возрасте впервые узнала о сексе. Это было в школе, такие вещи обычно обсуждаются с одноклассниками полушепотом. На уроках биологии нам совсем не преподавали анатомию и физиологию человека. Просили эти тему изучать самостоятельно», — вспоминает журналистка Амина.
Мы наблюдаем частичный запрет на сексуальную инициацию. В Дагестане принято скрывать интимную сферу жизни от чужих глаз. Секс позволен только после официального вступления в брак, и это правило скорее распространяется на женщин, нежели на мужчин. Девственность все еще находится большом приоритете, но это уже отдельная тема для дискуссии.
Проблема в том, что нет полной осознанности, почему важно говорить о сексе. Тема коитуса ведь включает себя не только всевозможные техники доставления удовольствия, но, что самое главное –правила безопасности, которые нужно знать, чтобы сохранить здоровье и правила предохранения, чтобы избежать нежелательной беременности. О контрацептивах стоит упомянуть отдельно. Если в Москве, покупая в супермаркете жвачку, ты у кассы столкнешься с довольно широким выбором презервативов на любой вкус (лол), то в Дагестане контрацептивы продаются только в аптеках, и то не всегда их выставляют на витрину.
«В ночное время суток самый прибыльный товар у нас в аптеке – презервативы. Во избежание неловких ситуации мы держим презервативы у кассы, чтобы каждый мог спокойно и самостоятельно выбрать нужную позицию. Покупают их в основном мужчины, женщины же редко заходят за противозачаточными. Думаю, это связанно с «культом» семьи и традициями: в Дагестане принято рожать. Семейные пары обычно доверяют друг другу и не пользуются контрацептивами. «Резинки» мужчины припасают для случайных связей», — делится хозяйка одной из столичных аптек.
Из вышеприведённого комментария мы видим отношение к сексу в как к чему-то «постыдному» и «грязному», от чего нужно защищаться. Брак же – «священен».
«Дагестанское общество пока не готово открыто говорить о сексе. Сексуальное воспитание – это часть культуры семьи, культуры государства и культуры общества в целом. Только как об этом говорить – большой вопрос. Важно отметить, что в психологии нет практически никаких возрастных ограничений, препятствующих разговору с ребенком о его сексуальности. Например, существуют детские атласы, в которых подробно рассказываются, откуда появляются дети. Завуалированно, конечно, но с учетом всех физиологических деталей, а не «аист принес». Но со школьным образованием все сложнее. Сексуальное воспитание – тема деликатная, и очень важно преподнести ее правильно. Но я пока вижу всю проблему в нехватке компетентных психологов и учителей, которые смогли бы грамотно рассказать подросткам с их тонкой психикой о сексе», — резюмирует семейный и детский психолог Гаджи Шамов.
Нас сознательно ограждают от темы секса, насаждая религиозные и традиционные ценности, и это приводит к полному отрицанию понятий сексуальности. Секс имеет право на существование только к рамкам семьи и ислама. Такой «традиционный» подход априори исключает гомосексуальные отношения, трансгендрность, асексуальность, интересекс и т.д. Люди привыкли существовать в гетеросексуальной системе ценностей, в которой есть «мальчики» и «девочки», а остальные – «жертвы западной моды», «пришельцы извне». Получается ощущение полного замкнутого круга, где все подчинены одним правилам и на всех найдутся свои ярлыки. Надеюсь, когда-нибудь мы из него выберемся.