X

Зинаида Серебрякова: первая художница России

Серебрякова "За туалетом. Автопортрет"

Всеобщее признание и любовь зрителей художница Зинаида Серебрякова испытала дважды за свою жизнь. В первый раз, когда она, еще совсем юная 25-летняя молодая девушка, отправила свою работу «За туалетом. Автопортрет» (1909) на выставку, организованную объединением «Мир искусства». Тогда ее вместе с рядом других картин приобрела Третьяковская галерея. О Серебряковой сразу же заговорила вся художественная элита того времени. Второй раз признание художница получила уже в достаточно преклонном возрасте — в Париже вдали от родины и собственной семьи после многих лет буквального выживания в нелегких эмигрантских условиях. В 1965 году благодаря ходатайству старшей дочери Татьяны правительство СССР организовывала выставку работ Серебряковой, которая имела оглушительный успех у публики.

Любовь к человеку

Сама судьба благоволила Серебряковой в стремлении стать художником: выросшая в артистической семье (ее отец Евгений Лансере был известным скульптором, а влиятельный искусствовед, художник и основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа приходился ей дядей), она с самого детства была окружена искусством. Наиболее любимым жанром для нее всегда оставался портрет, который принес ей большую популярность. Серебрякова рисовала своих знакомых, близких, заказчиков, простых крестьян. Всегда ее образы были наполнены лиричностью и теплотой. Художница никогда не была увлечена никакими «измами», провозглашавшими обновление искусства и распространенные в художественной среде в начале XX века. Вместо этого она отдавала предпочтение традиционно академической манере письма. Детально прорабатывая самого персонажа, останавливая свое внимание на определенных деталях, формирующих психологическое и эмоциональное восприятие портретируемого, Серебряковой всегда удавалось легко передать характер модели. Именно портреты стали для нее основным источником заработка и в Париже, куда ей пришлось эмигрировать в поисках денег. Она писала своих заказчиков, а полученные средства переправляла домой своей семье.

Задолго до селфи

На своих первых портретах Серебрякова сама выступала моделью. С тех пор и на протяжении всей жизни она регулярна писала автопортреты. В этом проявлялся ее интерес к человеку, стремление запечатлеть его в разнообразных аспектах, а так как услуги натурщика не всегда были доступны, она стала наиболее подходящей моделью для себя. Для достижения цели Серебрякова примеряла различные роли: она побывала в костюме Пьеро, обнаженной на берегу речки, в чалме на голове, словно арабская девушка, улыбающейся, хмурой, задумчивой и т. д. На ее картинах перед нами предстает не только красивая девушка с поволокой в глазах, но и незаурядная личность с живым и изучающим взглядом.

Семейная идиллия

Также Серебрякова любила писать картины и бытовые темы. Это были не только быстрые этюды или наброски, но и вполне законченные произведения. Одна из самых известных работ — «За завтраком» (1914) — изображает идеалистическую сценку мирного и счастливого семейного уклада. За столом сидят дети художника, пока бабушка заботливо разливает суп по тарелкам. Полотно, наполненное гармонией и теплотой, служит иллюстрацией к простому, но такому драгоценному наслаждению домашним бытом.

Красота и мощь женского тела

Живя в деревне, Серебрякова открыла для себя крестьянский мир. Героев для картин она в основном выбирала среди девушек и женщин из простого сословия. Художник писала их, как правило, за привычными и бесхитростными занятиями, будь то мытье в бане, беление холста или жатва. От фигур натурщиц веет поистине монументальной мощью. Серебрякова будто хочет показать, что рабочий женский труд ни в чем не уступает мужскому, отчего в трактовке образов крестьянок заметно влияние творчества итальянского скульптора Микеланджело, известного изображением гипертрофированных мышцами человеческих фигур.

Кулуары балетных подмостков

На протяжении всего творческого пути Серебрякова писала жанровые произведения. После того как ее дочка увлеклась балетом, у художницы начали появляться зарисовки репетиций. Ей был открыт доступ в гримерку к танцовщицам, где она черпала вдохновение на создание полноценных полотен. Балерины Серебряковой сильно отличаются от ее же крестьянок. Молоденькие девушки в костюмах и пачках трактуются, скорее, как персонификация красоты и грациозности. Не даром в них чувствуется сильное влияние французского импрессиониста Огюста Ренуара, чьи колористические и композиционные приемы нашли отражение в картинах Серебряковой.

Яркий мир Марокко

В зрелом возрасте в качестве гонорара за портрет бельгийского заказчика Серебрякова принимает предложение поехать в путешествие по Марокко. Там для нее открывается поистине новый мир. Яркие, насыщенные краски буквально передают жаркое солнце, громкие звуки и сильные запахи, которыми пропитана, изображенная художником действительность. Она работала много и быстро, предпочитая в поездке пользоваться графическими материалами вместо кистей и красок. Серебрякова пыталась ухватить каждый зацепивший ее образ, улочку, пейзаж или местного жителя.

Посмертное признание

В третий раз признание пришло к художнице уже после ее смерти. Серебрякова с трудом реализовывала свои произведения при жизни, сейчас же ее работы имеют большой успех у коллекционеров. Так, в 2015 году на аукционе Sothebys был поставлен личный рекорд художницы – картина «Спящая девочка» (1923) была реализована за 5, 9 млн долларов США.