Многие писатели, общавшиеся с сибирскими женщинами-старообрядками, пишут, что нигде больше не видели таких женщин и старух, полных собственного достоинства, ума и необыкновенной духовной силы. Основываясь на этом, можно решить, что женщина в старообрядчестве занимает какое-то особое место, не такое подчиненное как у православных, но это не так. Старообрядческая женщина находится в таком же полном подчинении от мужа. Но есть и различия.
Женщина – нечиста от рождения
Женщина у старообрядцев считается с рождения «нечистой», оскверненной собственной телесной природой. С этим даже связаны суеверия староверов. Например, закапризничавшего за столом младенца-мальчика могут передать матери через стол. Девочку же положено передавать по кругу.
Если в колодец упало животное – мышь или кошка, и колодец осквернился, то его можно очистить, слив сорок ведер на землю и прочитав молитву. Если же в колодец упала девочка, то старообрядцы Дальнего Востока колодец засыпают или заколачивают на нём крышку и больше им никто не пользуется, копают новый, – об этом пишет в своей статье «Духовные обряды староверов» сотрудник музея Комсомольска-на-Амуре Любовь Васильевна Ковалева.
Сама виновата
Большим горем в семье считается бесплодная женщина. Причем, никто не будет разбираться, кто на самом деле виноват в том, что у супругов нет детей: женщина виновата априори. Ее бесплодие – единственный повод для официального развода.
При этом к беременным у старообрядцам отношение бережное, если не сказать – трепетное,а пол ребенка не важен – его дает Бог и роптать нельзя.
Если у женщины произошел выкидыш, то виноватой считается она и поэтому должна «нести правило» – много дней подряд читать молитвы.
Муж – глава и муж – посредник
Жениха девушке выбирает отец. Он может руководствоваться её чувствами, а может – собственными соображениями. Но его слово – последнее.
Религиозное сознание раскольников ждет от женщины, что она будет верной помощницей мужу, кроткой и трудолюбивой. Муж для женщины является посредником между ней и Богом. Он отвечает за себя и за нее пред Господом, а она должна быть ему во всем послушной. При этом мужчина обязан заботиться о воспитании сыновей. Воспитание дочерей целиком ложится на плечи женщины.
Женщина – духовный лидер
Однако при этом именно женщины у староверов часто бывают духовными лидерами, что само по себе странно. В конце XIX века российские власти даже были вынуждены принять закон, которым деятельность женщин-староверок ограничивалась.
Произошел этот переворот в религиозной жизни постепенно: сначала у старообрядцев во главе общин стояли пастыри-мужчины, которые следили за соблюдением обрядности.
Но постепенно место стали занимать женщины, которые хранили традиции, воспитывали детей в нетерпимости православия.
Например, в Астраханской области примером женского лидерства может стать начетчица беспоповской общины (село Раздор) Евгения (Явления), жившая в конце XIX века. По свидетельствам очевидцев, это была тридцатилетняя, высокая, крепкая «дева» с зычным голосом. Сначала она была помощником пастыря Максима Григорьева, но постепенно сумела добиться выполнения большинства из его обязанностей.
Это раздражало Григорьева и его родню, так как читала Евгения лучше, платили ей больше. Дело закончилось конфликтом накануне Пасхи, Евгения уехала в Астрахань, бросив односельчан, и те в наказание остались без праздничной службы, так как Григорьев ее вести не мог.
Кроме семейных старообрядок в некоторых общинах и сейчас можно встретить монашеские женские поселения, скиты, в которых живут не только взрослые женщины, но и девочки, девушки.
Живут в блуде
Поскольку венчание по православным канонам для староверов стало недопустим, одни общины стали жить безбрачно, как монахи, готовясь к Пришествию. Так поступили поморцы, у которых даже венчанные супруги становились монахами, или федосеевцы.
Собор старообрядцев в Новгороде в 1694 году вообще отверг все браки, не получившие освящения в храмах. Подтверждение этому произошло и на соборе в Москве в 1883 году.
После чего в среде старообрядцев получило распространение блудное сожительство, которое приводило к разврату и никак не защищало женщину.
В XVIII веке старообрядцы пошли на компромисс: заново создали «чины для благословение новобрачных». Практиковалось и венчание в православной церкви.
Одеваются в старинные одежды
Одежда женщин- старообрядок не претерпела изменений – они по-прежнему носят сорочки, сарафаны, платки и повойники, чулки, сапоги без каблуков.
Замужние староверки носят многослойный головной убор — шашмуру и надевают платье особого покроя — «талечку». Запрещается использование духов или косметики. Стричь волосы или носить гребни тоже запрещено.
В молельный дом женщины надевают сарафаны с ткаными или плетеными поясами, которые повязывают высоко под грудью.
Женщины-беспоповки на молитву надевают нижнюю рубаху, сарафан темного цвета в складку и два платка – нижний – тонкий, и верхний – толстый. Количество пуговиц на сарафане строго регламентировано – их может быть 30, 33, 38 или 40. Длина сарафана должны быть до земли, а спереди – скрывать носки обуви. Сарафаны федосеевцев черного цвета. Их хранят в храмах и надевают поверх обычной одежды на молитву.
В праздники женщины надевали белые платки, а под сарафаны – белые рубахи.
Но в некоторых селах Курской области в сундуках все же хранятся такие старорусские одежды, как как бархатные и парчовые кокошники, шелковые летники с золотой бахромой, шелковые холодайки, обтегайки, душегрейки, серьги из янтаря – «желудки», меховые накидки «жарелки», – об этом пишет в статье «Место женщины в старообрядческой традиции» этнограф Валентина Лаврентьевна Колесникова.
Однако нет никаких данных о том, чтобы все это носилось женщинами-старообрядческих общин.
Показать комментарии (2)
В молельный дом женщины одевают сарафаны с ткаными или плетеными поясами, которые повязывают высоко под грудью.
Надевают же ну
Давно "Умная" не встречалась. Сейчас случайно зашла с Дзена - качество текстов существенно ухудшилось по всем направлениям. Жаль