X

«Татарский поцелуй»: как русские научились целоваться в губы

Поцелуй в губы получил повсеместное распространение среди христиан одним из самых последних. До него у различных народов был свой обычай поцелуев, как правило, это традиционное лобызание – прикосновение губами к щекам, лбу, руке. Такие порядки восходят еще к истокам Ветхого завета. Один из апокрифов того времени гласит, что после сотворения Богом человека из глины к творению подобрался дьявол и, пока глина не высохла, наделал в человеке дыр. С их помощью он якобы проникает внутрь человека, делает его нечистым. Боясь этого, первые христиане не допускали прикосновения к своему рту.

Наиболее распространены всевозможные виды поцелуев были в Древней Греции и Древнем Риме, где императоры и приближенная к ним знать особо не утруждали себя нормами морали. Но в Средние века с этим было покончено. Особую роль сыграли эпидемии оспы и чумы, которые выкашивали целые города. Поцелуи лишь способствовали их распространению. Так, в Англии в 1439 году из-за распространившейся чумы были запрещены даже дружеские поцелуи. Тогда-то в Европе и возникла мода на поклоны, реверансы, рукопожатия и воздушные поцелуи.

Как ни странно, но моду на поцелуи вернула христианская церковь, где поцелуй возведен в ранг ритуала. Равные при встрече троекратно целуют друг друга в щеки. Где-то с XVI века уже незазорным было чмокнуть хозяйку дома в щеку за оказанное гостеприимство. Однако поцелуев в губы по-прежнему не было даже между мужем и женой. Интимную жизнь тоже контролировала церковь, строго прописав допустимые ласки между супругами и даже позы, в которых можно зачать ребенка.

В России в состоятельных семьях строго соблюдали каноны православия и ничего лишнего себе позволить не могли. Известный писатель – знаток старообрядчества Павел Мельников, известный как Андрей Печерский писал, что даже у купцов-старообрядцев, где слово главы семейства непререкаемо, в вопросах соблюдения религиозных канонов жена была главной, и муж подчинялся ей в этом полностью.

По-другому все выглядело у крестьян. Там нравы были более свободными. К примеру, путешественника Адама Олеарию в Московии буквально шокировали совместные бани. Упоминания о таких обрядах, как скакания и яровуха, есть в записках и других путешественников-иностранцев. Но и там нет ничего о поцелуях в губы. Свальный грех был, а поцелуев таких не было.

Нельзя сказать, что о поцелуях в губы русские не знали ничего. Еще как знали. От татар. Магистр истории Иван Фадеев пишет, что во времена нашествия татаро-монголов горячие смуглые наездники целовали захваченных девушек и молодых женщин именно так, в губы. Потому и поцелуй этот назывался татарским. Горожане, посещавшие публичные дома, хорошо знали его, так как он был своего рода «фирменным знаком» женщин легкого поведения. Поэтому и в среде добропорядочных христиан считался греховным. Верующий супруг никогда не позволил бы себе «осквернить» супругу подобным поцелуем. А если такое случалось и вскрывалось на исповеди священника, то за подобное церковь накладывала наказание в виде поста от двенадцати до двадцати дней.

В эпоху Петра I горячий поцелуй в губы получил название «французский». По утверждению историков Ивана Давыдова, Ивана Фадеева, Федора Успенского, Валерия Переверзева, когда с реформами Петра в Россию хлынули иностранцы, они привнесли другое отношение к французскому поцелую. Вначале знать, а затем и остальные стали воспринимать его как нечто естественное и не столь греховное. Но простой народ еще долго не воспринимал такое «новшество», называя по-старинке поцелуй татарским.

Относиться к подобному поцелую как к обычному явлению в России стали в послереволюционную эпоху. Сначала новая власть проповедовала обобществление всего, включая жен, и свободную любовь. Затем сексуальная революция сошла на «нет», но нравы, как говорят, были уже не те.