X

«Таких в кино не берут!»: как на Фаину Раневскую повлияли слова её отца

Образ Фаины Георгиевны Раневской ассоциируется с искрометными киноролями, острыми саркастическими высказываниями и трагическим одиночеством. На сцене она блистала. На экране была пикантна и неподражаема. Однако непривлекательная внешность, тяжелый взрывной характер и масса комплексов так и не дали культовой артистке устроить свою личную жизнь. И все-таки мужчины в ее судьбе были.

У самых истоков

Первым мужчиной, оставившим в душе Фаины Раневской глубокую рану, оказался ее родной отец. Гирш Хаимович Фельдман был купцом первой гильдии, владельцем нескольких домов и фабрики красок. Он прекрасно разбирался в финансах, но был излишне прямолинейным и практичным человеком.

Когда 17-летняя Фаня, с детства наделенная недюжинной харизмой и артистизмом, заикнулась о намерении стать актрисой, отец отрезал: «В зеркало на себя посмотри! Таких в кино не берут!» Он хотел избавить некрасивую, угловатую и слишком громкую дочь от иллюзий относительно ее профпригодности. Гирш Фельдман считал, что дамам с такими данными на сцене места нет.

В советском кино в то время царили одни красавицы. Белокурая и обворожительная Любовь Орлова, голубоглазая очаровательница с ямочками на щеках Лидия Смирнова — до уровня этих Женщин Фаине Фельдман было не дотянуться. Сама себя Раневская всю жизнь звала не иначе как «урод». Она походила на огромный шумный сорняк, каким-то чудом попавший в роскошный цветник.

Тем не менее место на киноэкране для Фаины Георгиевны нашлось. Ее образы вошли в золотую коллекцию советского кино. Отец ошибся, вынеся когда-то приговор юной мечтательнице. Гиршу Фельдману удалось лишь одно — избавить дочь от иллюзий относительно собственной внешности и подарить массу комплексов. Всю оставшуюся жизнь Фаина Раневская страдала от желчной зависти к красавицам.

Первая любовь

После ссоры с отцом, в 18 лет Фаина Фельдман ушла из дома. В Москве дела складывались неважно. Ни одно театральное училище не хотело ее принимать. Фаина была не только некрасивой, грубой и слишком импульсивной. Она еще и сильно заикалась. На сцене с таким недостатком приходилось сложно.

Однако в противовес всем минусам у будущей звезды имелось два огромных плюса: колоссальное упрямство и гордость. Фаина Фельдман просто не могла смириться с поражением и, «поджав хвост», вернуться домой. Она все-таки добилась своего и стала актрисой.

Точно с таким же упорством Раневская в юности атаковала тех, в кого влюблялась. Ее первой настоящей любовью стал актер Василий Качалов. Мужчина поражал поклонниц глубоким бархатным голосом и мягким взглядом с поволокой. Юная Фаина влюбилась без памяти. Однажды после спектакля она выследила своего кумира и подстроила встречу на лестничной клетке его дома.

Об этом случае Фаина Георгиевна спустя годы рассказала своему знакомому, Юрию Данилину. Он и передал повествование сценаристам документального фильма «Фаина Раневская. Великая и ужасная». Многие факты из ее личной и сценической жизни также зафиксированы в книге Генриха Шахова «Фаина Раневская».

В юности актриса совершенно не умела вести себя с мужчинами. Не знала, как красиво познакомиться, заговорить. Столкнувшись на лестнице с Качаловым, она не придумала ничего лучше, чем демонстративно шлепнуться в обморок.

Качалов бросился на помощь. Так и произошло знакомство, открывшее для Фаины двери в новый мир. Никакого ответного чувства к девушке у актера не возникло. Зато они стали друзьями. Василий Качалов познакомил Фаню Фельдман с миром модной московской интеллигенции.

Девушка стала вращаться в среде знаменитых актеров, наслаждаться роскошными нарядами и утонченными развлечениями. Вот тогда она и решила сменить свою еврейскую фамилию на благозвучный псевдоним «Раневская», позаимствованный из пьесы «Вишневый сад». Любви с Качаловым так и не вышло. Зато на сцене явился новый персонаж — стильная московская «штучка» Фаина Раневская.

Роковая страсть

После 1917-го Раневская осталась в России совсем одна, без поддержки и средств. Семья Фельдманов накануне революции эмигрировала в Румынию. Работы в Москве у Фаины Георгиевны не было. Зато в это время она встретила свою будущую наставницу по сценическому мастерству, известную актрису Павлу Вульф. Благодаря ее урокам Раневской и удалось получить свои первые роли.

Всю силу души Фаина Георгиевна отдала сцене. С мужчинами встреч больше не искала. Виной тому были не только ее некрасивая внешность и обидные слова отца, но и драма, пережитая в ранней юности.

Когда-то Фаина Фельдман была влюблена в провинциального актера, фамилии которого никогда впоследствии не упоминала. Одно время она лишь ходила на спектакли и вздыхала по своему кумиру. Наконец страстная натура девушки взяла верх, и она решила пригласить возлюбленного к себе в гости.

Порхая на крыльях любви, Фаина купила дорогое вино, накрыла стол и стала ждать. Каково же было ее потрясение, когда актер пришел в гости с другой женщиной! Мужчина попросил Раневскую «погулять где-нибудь», а сам заперся в ее доме с миловидной любовницей. Пережитое унижение оставило глубокий шрам в сердце актрисы. Никогда больше Фаина Георгиевна не пускала мужчин ни в свою жизнь, ни в свою квартиру.