X

Синдром отражения: почему зеркало искажает наш облик

Все люди замечали, что на фотографиях собственный образ часто оказывается непривычным и не столь симпатичным. Можно винить фотовспышку, неправильно осветившую лицо, найти другие огрехи. Но даже идеальные снимки будут сильно отличаться от личного восприятия самого себя в зеркале. Почему же так происходит?

Отзеркаленный образ

С самого раннего детства, когда ребенок начинает исследовать и воспринимать собственное я, он обращается к зеркалу. В течении всей своей жизни мы наблюдаем за собой, за изменениями во внешности, и делаем это при помощи зеркала. Так происходит каждый день — человек умывается, чистит зубы, надевает одежду и при этом он обязательно смотрит на свое отражение. Известный американский психолог польского происхождения, обладатель премии Американской психологической организации за выдающийся научный вклад в психологию, Роберт Зайонц, при помощи разных экспериментов доказал, что люди положительно реагируют и верят только тому, что им больше всего знакомо и привычно. Поэтому, когда человек смотрит на собственную фотографию, он невольно сравнивает себя с тем образом, который прочно сформирован у него в голове, а это — его отражение в зеркале. Только оно совсем не такое, каким привыкли видеть данного человека окружающие его люди.

Зеркальный образ имеет определенное отличие — он неправильный. Изображение любого предмета, передаваемое плоским зеркалом, формируется за счет лучей, отраженных от его поверхности. Образ формируется пересечением не самих отраженных лучей, а их продолжением в «зазеркалье» и свет в нем делает своего рода изгиб. Но человеческий мозг устроен таким образом, что кажется будто луч света попадает прямо в глаза по определенному направлению. Изгибы лучей мозговые центры вовсе игнорируют, поэтому при разглядывании себя в зеркале человеку кажется, что он стоит от него на некотором расстоянии и свет огибает части его тела. То есть, мы все привыкли видеть себя, во-первых, отстранено и сглажено, а во-вторых, таким образом, что левая часть тела заменена правой, поскольку она отражается зеркально. А лица у всех людей далеки от симметрии. И если человек привык смотреть на себя слева, где часть лица, например, наиболее узкая и глаза кажутся вытянутыми, то когда он видит свой образ на фотографии, то ему кажется, что он также разглядывает свое изображение слева, но только в реальности перед ним его правая часть тела и лица. А она ведь — другая! И мозг дает сбой — этот образ непривычный, а значит, отталкивающий.

Психолог Роберт Зайонц предлагает своим пациентам, не воспринимающим свою внешность позитивно, изучать себя именно при помощи фотографий, но сделанных не селфи, а другими людьми. И при этом фотографироваться как можно чаще. Таким образом, можно увидеть себя максимально близко к действительности, привыкнуть к этому облику и найти в нем множество привлекательных черт.

Изображение через призму техники

Поскольку технический прогресс позволил всем людям обладать фотоаппаратами, стало понятно, что камера тоже способна искажать изображение и один и тот же индивид может выглядеть по-разному. Доктор Николас Эпли, профессор кафедры психологии личности в Школе бизнеса Бута Чикагского университета, США, утверждает, что человек никогда не знает, какой он на самом деле, и собственный образ в его сознании не соответствует действительности. Этому способствует и зеркало, которым все пользуются в быту, и фотокамера, и компьютер, позволяющий любой готовый снимок подправить и сделать лучше.

Рассматривая себя в зеркале, человек видит не статическую картинку, а динамическое изображение. Ведь двигаются не только его глаза, а него их два, и каждый посылает в мозг свое видение, но и сам индивид, который вряд ли неподвижно застывает перед зеркалом. И поэтому запоминает он себя в трехмерном, динамическом изображении. Любая камера преобразует увиденную картинку через сложную оптическую систему объектива, а его фокусное расстояние и наличие световых эффектов визуально искажает и даже отчасти меняет видение предмета. Из-за этого часто пропорции лица на фотографиях выглядят не так, как в действительности, они могут быть уменьшенными, увеличенными или асимметричными. А еще это — статичное и плоское изображение, которое, конечно, отличается от видения себя через зеркало. Но даже если человек запечатлен на видео, то и этот портрет далеко не правдивый.

Доктор Николас Эпли приводит массу визуальных примеров, когда один и тот же индивид на плоской фотографии и в динамичном видеокадре выглядит по-разному. Видеоизображение часто увеличивает пропорции и лица, и фигуры, добавляя человеку несуществующего в реальности объема. Именно поэтому профессиональные киноактеры в жизни часто выглядят худощавыми и хрупкими людьми, в то время как на экране они предстают крепкими и полными сил героями. Профессионалы видеотехники это отлично знают и используют недостатки оптики в свою пользу. И выходит, что ни в зеркале, ни на видео, ни на фотографиях мы, зачастую не выглядим так, как на самом деле нас видят окружающие люди.