Те, кто посещают православную церковь, наверняка обратили внимание, что в любом храме можно увидеть хоть одного очень располневшего священника. И дело здесь совсем не в чревоугодии, как думают многие, а в основном в… соблюдении постов и нарушении обменных процессов в организме.
Представьте: жил человек, как все вокруг, рос, учился, решил стать священником. Даже если он верующий от рождения, после рукоположения у него начинается совершенно иная жизнь, в которой пост занимает одно из важнейших мест. В миру юноша мог, соблюдая посты, составить распорядок дня, где отведено время для небольших постных перекусов.
Священник такого позволить себе не может. С утра, согласно церковным канонам, есть он не имеет права. Натощак идет служить, потом требы, молебны – и так весь день. Нередко даже пообедать не успевает. А вечером, попав домой, вынужден за весь день наедаться, пусть и постной, пищей. Это не может пройти бесследно для организма, рассуждает протоиерей Олег Стеняев. У человека нарушаются обменные процессы, результатом которых и становится «незапрограммированная» полнота.
С теми, кто ни в чем не отказывал себе в течение года, а потом резко решил держать строгий пост, как правило, происходит то же самое. Причем худшие последствия ожидают наиболее рьяных ревнителей поста. Врач-диетолог Лариса Новомосковская недоумевает: почему в пост некоторые стараются буквально истязать себя голоданием, тогда как в другие дни у них со стола не выводятся мясо, колбасы, копчености, жирные сливки? Организм привык к «адским» нагрузкам, после которых его лишают всего и сразу. Мгновенно перестроиться он не в состоянии, отсюда – сбой, нередко и гормональный, нарушение обмена веществ и как следствие – неконтролируемое увеличение веса.
«Кстати, после поста организм испытывает не меньший стресс: желание побаловать себя вкусненьким после длительного воздержания заставляет людей «мести со стола все подряд». Организм опять не успевает перестроиться, поджелудочной наносится сильнейший удар, пищеварительная система, привыкнув к обезжиренным продуктам, плохо усваивает жирную пищу – нередко это заканчивается больничной палатой» – говорит доктор Новомосковская.
Кстати, сами священнослужители также не в восторге от такой ретивости прихожан. Так, священник храма Рождества Христова из Обнинска Владимир Войтов рассказывает о прихожанах, которые в первые дни поста вообще ничего не едят, «ходят зеленые», «психика у них на нуле», через 5-6 дней их «ветром шатает». Когда священник спрашивает, к чему такой аскетизм, суть ответа сводится к одному: «Я не как все!». А это гордыня, то, с чем борются и с помощью поста в том числе.
О вреде длительных изнурительных постов говорили еще великий русский ученый Михаил Ломоносов и академик Иван Павлов. По мнению первого, «религиозные обряды, связанные с переменным употреблением питья и пищи» ведут не только к возникновению заболеваний, но нередко и к смертности верующих. Если уж без постов не обойтись совсем, то надо хотя бы сократить их сроки – предлагал Михаил Ломоносов. Эту точку зрения он обосновывал тем, что религиозные посты в Россию были перенесены из Греции механически, без учета разницы в климате и обилии растительности. К примеру, во время Великого поста в России, когда еще холодно, зимние припасы на исходе, а до нового урожая еще очень далеко, в Греции уже вовсю разрастается молодая зелень, поспевают ранние плоды, а солнце обогревает людей жаркими лучами. В этом время пост для греков является здоровой очистительной процедурой, а для православных в России – настоящим мытарством, так как в период поздних морозов и авитаминоза организм как никогда нуждается в поддержке качественной калорийной пищей.
Иван Павлов смотрел на эту проблему с медицинской точки зрения:
– При долговременности того или другого пищевого режима вырабатываются определенные и стойкие характеры желез, и быстро изменить их нельзя или нелегко. Вот почему при резких переходах с одной еды на другую, в особенности с менее обильной на более обильную, как, например, в случае перехода к так называемой скоромной еде после продолжительных русских постов, так часто встречаются пищеварительные расстройства как знак временной неприспособленности желез к новой пищеварительной задаче».
Известный русский кулинар, автор книг со множеством уникальных рецептов Вильям Похлебкин писал более конкретно: «В постах вижу лишь цель церкви подчинить себе народ. Для человека естественно зимой есть больше, летом – меньше. Зимой – рыбу, мясо; летом – овощи и фрукты».
Эксперты Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии полностью разделяют эту точку зрения. По их мнению, запрещенные в пост продукты, содержащие белок и жиры, вынуждают организм пополнять энергозатраты за счет углеводов. А это все, что можно есть в пост: хлеб, крупы, сладкое, овощи. Таким образом, организм садится на углеводно-овощную диету, которая оборачивается лишними килограммами у женщин – на боках, бедрах, ягодицах, у мужчин – жировыми складками в области живота (вот откуда столько полных священников с большим животом).
Но «испорченный» внешний вид – не самая большая беда. Избыток углеводов неблагоприятно влияет на обмен веществ – в результате повышается выработка холестерина. Поджелудочная железа начинает работать «в бешеном темпе», стараясь произвести как можно больше ферментов для расщепления нахлынувших углеводов, и часто просто надрывается. Количество холестерина в организме растет, а вместе с ним возрастает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, углеводная диета превращает цветущего стройного человека в толстяка или толстуху.
Конкретно для женщин отсутствие сбалансированного питания грозит ослаблением иммунитета, ухудшением состояния волос, ногтей и кожи. Впрочем, уверяют диетологи, возможен и обратный эффект. Нарушение белкового баланса заставляет организм выделять большое количество подкожного жира. Кожа раскрывает поры и начинает лосниться, волосы выглядят жирными и неопрятными – при таком состоянии ни одна косметика не сможет помочь.