X

Мата Хари: как на самом деле выглядела самая знаменитая супершпионка

Имя Маты Хари стало нарицательным. Ее вспоминают всякий раз, когда хотят подчеркнуть красоту, при помощи которой женщина умело манипулирует мужчинами. Ведь именно так поступала, если верить легендам, знаменитая танцовщица и шпионка!

Впрочем, если отбросить легенды и обратиться к фактам, несложно выяснить, что ее роль в истории мирового шпионажа сильно преувеличена. Такими же средними, судя по всему, были и ее хореографические способности. Она и сама признавалась, что толком танцевать не умела.

А как обстояло дело с красотой?

«Гибсоновская девушка»

В ту эпоху, когда на сцене царила Мата Хари (настоящее имя – Маргарета Гертруда Зелле, годы жизни 1876-1917), в моде были так называемые «гибсоновские девушки». Американский художник Чарлз Гибсон создал тип женской красоты, заключавшийся в высоком росте, тонкой талии, пышных бедрах и высокой груди при кукольном, невинном личике. При этом «гибсновоской красотке» полагалось иметь пышные, спадающие вьющимися локонами, желательно, светлые волосы. Но уж если они черные, то должны быть при этом невероятной пышности и густоты.

В целом такая девушка могла бы быть вполне успешной и в наши дни, когда подиумы заполонены высокими, длинноногими и пышногрудыми моделями.

Какой была Мата Хари?

На фотографиях знаменитая танцовщица выглядит совсем неплохо, однако, стоит помнить, что несмотря на отсутствие в ту эпоху программы «фотошоп», ретушеры работали в каждой редакции и в каждой фотостудии, и достигали в своем ремесле немалых успехов. Поэтому соблазнительные снимки в экзотических нарядах не следует считать подлинными портретами Маргареты Гертруды Зелле.

Лицо. Хорошенького кукольного личика у нее никогда не было. На снимках где она, восемнадцатилетняя, со своим мужем, английским офицером Рудольфом Маклеудом, Маргарет выглядит весьма миловидной, как и всякая молодая девушка, однако, на них видно, что у нее низкий, скошенный лоб и крупноватый нос. Эти особенности станут особенно заметны на последних фотографиях Мата Хари, сделанных тюремным фотографом незадолго до расстрела. В период своих невероятных светских и сценических успехов Мата Хари умело скрывала  недостатки за счет эффектной прически и макияжа.

Рост. Мата Хари была высокой, ее рост достигал 178 сантиметров. Это особенно заметно на фотографии все с тем же Рудольфом Маклеудом. Супруги на ней одного роста.

Фигура. Она неидеальна. Маргарете Гертруде до начала ее сценической карьеры приходилось ловчить, засовывая в лиф скомканные чулки, поскольку грудь у нее была совсем маленькая. Сбежав от мужа, показавшего себя законченным тираном и пьяницей. Маргарета пыталась стать натурщицей, однако, здесь карьера не сложилась именно из-за маленькой груди. Став знаменитой танцовщицей, Мата Хари прятала грудь под объемными украшениями или экзотическим бюстгальтером из крупных бусин и прочей бижутерии. Как известно, ее хореографические номера, которые она называла подлинными ритуальными танцами, посвященными божеству Шиве, завершались тем, что танцовщица сбрасывала одежды и представала почти полностью обнаженной. Почти – поскольку своего роскошного бюстгальтера Мата Хари не снимала никогда. Ни на сцене, ни для фотосессий, подчас, очень откровенных.

Кроме того, у знаменитой танцовщицы был дрябловатый по сегодняшним меркам, животик, и это заметно даже на отретушированных фотографиях. В те времена такая особенность фигуры не считалась серьезным недостатком. Впрочем, в наличии животика нет ничего удивительного. Маргарета Гертруда, уехав с мужем на место его службы — остров Яву, родила двух детей. А об ужасах целлюлита и необходимости иметь плоский живот, тогда еще не знали.

Зато она была подвижной и гибкой. За счет тонкой талии и «фокусов» с накладным бюстом, Маргарета добивалась необходимого в то время силуэта «песочных часов». На Яве она посещала дамский кружок, где офицерские жены изучали местные традиции и танцы, и добилась немалых успехов. А заодно обнаружила, что способна кружить голову мужчинам. Молодые офицеры были от нее в восторге.

Красавица или нет?

В наши дни, как и при жизни, Мата Хари не сочли бы эталонной красавицей, но так ли важно следование эталону, если у женщины есть шарм, обаяние и то, что называется харизмой? Дочка бельгийского шляпника, Маргарета Гертруда Зелле, сделавшая головокружительную карьеру танцовщицы и дорогой куртизанки, расстрелянная за шпионаж, обладала всеми этими свойствами в полной мере. Она окружила свою персону ореолом загадочности и тайны, стала первой танцовщицей, решившейся на настоящий стриптиз на сцене, она манила и сводила с ума, не обладая при этом ни совершенной красотой, ни идеальной фигурой. Газетчики тех дней писали о ее выступлениях так: «Мата Хари … впечатляет не только игрой ее ног, рук, глаз, рта и ярко-алых ногтей. Не стесненная одеждой, Мата Хари играет всем своим телом».