X

Любовь  Орлова и Фаина Раневская: почему поссорились две лучшие подруги

На самом деле Любовь Орлова и Фаина Раневская дружили много лет. После смерти Орловой Раневская написала, что ни к кому она не была привязана так, как к «доброй Любочке». Тем не менее однажды актрисы все-таки поссорились. Причиной конфликта стал, как ни странно, почти одинаковый возраст актрис.

«Весна» и дружба

Раневская и Орлова впервые встретились еще в 40-х на съемочной площадке музыкальной комедии «Весна». По мнению Владимира Гуга, автора книги «Фаина Раневская. Великая и непредсказуемая», уже тогда контраст между этими двумя актрисами был поразительный. В картине Любовь Орлова исполняла роль молодой красавицы, а Раневской досталась домработница преклонного возраста. Но в тот момент ни Орловой, ни даже Раневской это не показалось несправедливым. А ведь они были почти ровесницами: первая родилась в 1902 году, а вторая – в 1896-ом.

По крайней мере дружбе актрис «Весна» не только не помешала, но и поспособствовала. Они ходили друг к другу в гости и даже переписывались во время разлуки. Причем Орлова, которая называла Раневскую не иначе как «мой Фей», в письмах прямо-таки осыпала Фаину Георгиевну нежностями: «люблю», «целую», «обнимаю». Раневская же никогда за словом в карман не лезла и могла запросто припечатать им и любимую подругу. Чего только стоят ее фразы вроде: «Когда она [Орлова] поет, кажется, будто кто-то писает в пустое ведро» или «Шкаф Любови Петровны так забит нарядами, что моль никак не может научиться летать».

«Миссис Сэвидж» и «Русский сувенир»

Несмотря на то, что Орлова и Раневская часто выступали на одной сцене, они были не только партнерами, но и конкурентками. Публицист Матвей Гейзер утверждал, что начало большой дружбы и актерской ревности было положено вовсе не во время съемок «Весны», а в тот момент, когда Фаина Георгиевна отказалась играть в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Согласно тексту заявления Раневской, ее не устраивало качество постановки. Тогда режиссер и предложил главную роль Любови Орловой. По мнению Гейзера, Раневская ревниво отнеслась к этой идее.

Однако «странная миссис Сэвидж» все-таки была в летах, и Раневская «простила» Орлову. А вот всерьез рассорила актрис комедия 1960 года «Русский сувенир», Григория Александрова, который, кстати, являлся мужем Любови Петровны. Дело в том, что режиссер решил, что Варварой Комаровой будет Орлова, а ее матерью — Раневская. Последнюю такое распределение ролей, безусловно, оскорбило: ведь она была почти одного возраста со своей подругой. Как вспоминали коллеги актрис, Раневская и Орлова долгое время даже не здоровались.

Переписка длиною в жизнь

Тем не менее, судя по письмам, подруги все-таки помирились. По крайней мере, в 1971 году, узнав о том, что Раневская сломала руку, Орлова писала ей: «Бедная моя, любимая! Просто не нахожу слов, как я за Вас страдаю!». Мало того, только «своему Фею» Любовь Петровна доверяла все свои тайны. Так, Орлова откровенно сообщала Раневской об «уколах красоты», которые она сделала, будучи за границей. Их переписка длилась до 1974 года, то есть почти до самой смерти Орловой.

Как указывает в своей книге «Фаина Раневская. Одинокая насмешница» Андрей Шляхов, когда в 1975 году Любови Петровны не стало, Фаина Георгиевна написала много теплых слов об усопшей подруге. «Любочка Орлова одарила меня своей дружбой, и по сей день я очень тоскую по дорогом моем друге. За мою более чем полувековую жизнь в театре ни к кому из коллег моих я не была так дружески привязана, как к дорогой доброй Любочке Орловой» — сетовала Раневская.