На самом деле «Черной Венерой» Сару Бартман окрестил Абделатиф Кешиш, французский режиссер, снявший одноименный фильм. Современники же называли Бартман «готтентотской Венерой». Представительницу этой этнической африканской группы с неестественно большими бедрами взяли в плен буры. Впоследствии Сара оказалась в Европе, где выставлялась в качестве живого экспоната.
В рабстве
Настоящее имя «готтентотской Венеры» в истории не сохранилось. Сарой Бартман ее назвали англичане. Если верить Рейчел Холмс, автору книги «Африканская королева: настоящая жизнь готтентотской Венеры», представительница южноафриканской этнической общности навсегда покинула родные края в возрасте 21 года. Трехлетнюю Сару взяли в плен буры во время очередного рейда. С родителями Бартман налетчики жестоко расправились, а ее саму забрали в рабство. Несколько лет она провела в семье обеспеченных белых фермеров в Африке, пока однажды к ним не приехал погостить родственник, английский врач Уильям Данлоп.
Данлопа заинтересовали необычные формы рабыни, которые, впрочем, у африканцев считались одним из критериев красоты. Хирург предложил Саре отправиться вместе с ним в Великобританию. При этом Уильям заверил девушку в том, что она сможет хорошо заработать на своих больших бедрах. Неизвестно, согласилась ли Бартман на эту авантюру на самом деле: скорее всего, она даже не представляла, что ее ждет. Тем не менее, факт остается фактом: вскоре губернатор первой голландской колонии дал Саре разрешение на выезд. Так «готтентотская Венера» оказалась в Лондоне.
Живой экспонат
Как утверждают авторы книги «Ипоса хочет замуж», Инна Могилева, Инна Метельская-Шереметьева и Михаил Кравченко, кроме приличного заработка, Уильям Данлоп посулил Саре и получение образования. Однако вместо этого Бартман стала настоящим живым экспонатом. В афишах 1810 года Сара фигурировала как «готтентотская Венера» по аналогии с богиней красоты. Абсолютно голую девушку с огромными бедрами выставляли на всеобщее обозрение, причем, нередко, в клетке для животных. Правда, есть версия, что Бартман была не обнажена, а одета в облегающий наряд.
Как бы то ни было, далеко не всех англичан забавлял вид «готтентотской Венеры». Дело в том, что в 1807 году в стране был принят закон, запрещавший работорговлю. Впрочем, состоявшийся вскоре суд признал, что Бартман выступала перед публикой согласно заключенному с Уильямом Данлопом контракту. Несмотря на то, что благодаря Саре Бартман, а точнее ее «хозяину», так называемый цирк фриков стал весьма популярен в Европе, демонстрация прелестей чернокожей женщины вызвала в обществе большой резонанс. Возможно, именно поэтому Данлоп предпочел избавиться от Сары.
«Венера» на обочине
Данлоп передал Бартман в руки француза по имени Режо. Тот занимался дрессурой животных и в этом качестве выступал на арене цирка, совладельцем которого сам и являлся. Однако у Режо жизнь Сары стала еще беспросветней. Французский дрессировщик не только показывал «готтентотскую Венеру» любопытным согражданам, но и предоставлял ее тело для исследования различным ученым. Что выяснили в результате своих изысканий последние, неизвестно, а вот публика не проявляла ни малейшего интереса к Бартман. В связи с этим Сара перестала приносить Режо доход, и дрессировщик попросту перестал ее кормить. Вместо еды циркач начал выдавать «Венере» дешевое вино.
Сара быстро пристрастилась к алкоголю. Поскольку образования Бартман так и не получила, она не придумала иного способа заработка, кроме проституции. Тем более, что ее пышные ягодицы все еще оставались таковыми. В силу выбранного Сарой «ремесла» она заразилась венерическим заболеванием, от которого и скончалась в 1815 году. По крайней мере, такое развитие событий предлагает зрителям режиссер Абделатиф Кешиш. Хотя, стоит отметить, что некоторые биографы предполагают, что Сара Бартман могла умереть от оспы или пневмонии.