X

Через какие этапы проходит подросток при «отделении» от своих родителей

Тема детско-родительских отношений, а тем более сепарации, довольно сложная и объемная. Не всегда понятно, когда отношения между родителями и детьми могут считаться нормальными, а когда это становится похожим на патологию.

Представим следующую ситуацию: мать престарелого возраста живет с сыном сорока лет. Сын никогда не был женат и из родительского дома не съезжал. Мама контролирует все сферы его жизни, начиная от того, в чем он пойдет на работу, заканчивая тем, с какими женщинами ему стоит встречаться. Скорее всего, мать и ребенок находятся в зависимости друг от друга и все никак не могут отделиться и начать жить своими жизнями. Как вы думаете, не слишком ли долго сын потакает своей матери? Нужно ли ему выйти из таких отношений и жить своей жизнью? Не пора ли ему перестать слушаться маму?

Думаю, для многих будет очевидным ответ, что мужчина давно перерос тот возраст, когда ему необходимо присутствие и контроль матери. Так а где именно проходит эта грань?

Возрастные кризисы как подготовка к сепарации

По мнению психологов, переживая возрастные кризисы, ребенок усваивает новые навыки и становится более самостоятельным. С рождения ребенок имеет свой кровоток и способность самостоятельно дышать. В три года он научается оперировать символами и делать какие-то простые действия для поддержания своей жизнедеятельности. В 7 лет он осваивается в роли ученика и познает мир через социальную среду. В подростковом возрасте он обретает свое видение мира, у него появляются собственные увлечения. С каждым новым этапом жизни ответственности у ребенка становится больше, а влияние родителей уменьшается. Иерархия отношений изменяется с позиции «над» ребенком до позиции «равных». Человек становится независимым не только в действиях, но и в чувствах. Он учится видеть мир через призму собственного опыта, а не через опыт его родителей.

Окончательное психологическое отделение ребенка в идеале происходит к 18-20 годам, но бывают случаи, когда это затягивается до 30, 40 или 50 лет.

Для нашей культуры характерно переставлять этапы сепарации и слияния. В раннем возрасте ребенка отдают в ясли, хотя ему еще необходима поддержка и внимание родителя, а в 20 ему запрещается жить отдельно.

Так или иначе, непослушание детей зачастую вызывается нарушением границ родителями. И это вполне нормальная реакция – больше того, если ребенок 12-14 лет «слишком» послушный и всячески потакает родительскому слову, это может свидетельствовать о наличии у него определенных проблем.

4 главных этапа

Психолог Дж. Хоффман выделял 4 типа сепарации, через которые должен пройти человек к окончательной зрелости:

  • Эмоциональная сепарация. Уменьшение зависимости от родительского одобрения или неодобрения. Эмоциональная зависимость, например, присутствует в том случае, когда партнеры вынуждены расстаться из-за неодобрения родителей.
  • Аттитюдная сепарация. Это способность человека смотреть на мир своими глазами, а не глазами родителей. То есть взрослый человек рассуждает и оценивает ситуацию на основе своего личного опыта, а не опыта его родителей.
  • Функциональная сепарация. Способность человека обеспечить свое существование отдельно от родителей.
  • Конфликтная сепарация. Умение жить своей жизнью без чувства вины за это.

Почему нужно отделиться от родителей

Представим, что на консультацию к психологу приходит мама и сын, матери уже за 40, а мальчику 17, он заканчивает школу. Консультант знакомится с клиентами и просит мальчика рассказать, что его беспокоит. Мама тут же перехватывает инициативу и отвечает за ребенка: «Да представляете, мы совсем не учимся, успеваемость у нас падает, ВУЗ выбрать не можем, скорее всего, придется нам в армию идти, а так не хочется. Сделайте что-нибудь». Ситуация получается крайне интересная: отдельных мальчика и мамы в этих отношениях нет, проблемы становятся общими, хотя плохо учится и рискует попасть в армию только мальчик. Почему-то мать и сын превратились в некое «мы», хотя в 17 лет человек уже почти сформирован, у него имеется свое мировоззрение, свои идеалы и свое мнение. В этом возрасте подросток способен принимать ответственность за то, где он будет учиться и чем заниматься. Да, родители тоже имеют свои взгляды на то, каким должно быть будущее ребенка, но, согласитесь, эту жизнь жить ребенку, а не его родителю. К тому же, если за подростка решают родители, то и ответственность за неудачу будет лежать на родителе, и тогда ребенок вряд ли что-то вынесет из этого опыта. В данной ситуации было бы грамотней узнать, что же действительно влияет на успеваемость молодого человека и понять, какие он имеет взгляды на свою будущую жизнь.

Другой пример – взрослая женщина, которая по каждому вопросу консультируется со своей мамой. Без ее одобрения она не может уйти с нелюбимой работы. И хотя она уже знает, что эта работа ей неинтересна, она все равно не может решиться, боясь расстроить маму. Авторитет матери в такой семье абсолютен, а интересы других членов семьи, в частности ее дочери, игнорируются. Абсолютно ненормально делать то, что приносит тебе вред, но страх «упасть» в глазах матери затмевает собственные расшатанные нервы.

Мнение родителей должно учитываться в сознательном возрасте, но оно не должно быть решающим. Да, родители склонны ожидать от ребенка какого-то определенного поведения, но не каждый родитель способен примириться с тем, что его ребенок не является продолжением родителя, он – отдельная личность со своими желаниями и потребностями, которые стоят превыше ожиданий родителей.

Отстаивать свои интересы не просто правильно, но и хорошо. Вы укрепляете веру в себя и в свои силы. Также вы избавляетесь от внутренних противоречий и чувства вины, которое может тормозить вас в ваших начинаниях. Не так страшно встретить неодобрение со стороны родителей, куда страшнее спустя время осознать, что вы прожили не свою жизнь.